Проведение собеседований середины и конца года в компаниях получило широкое распространение в системе развития и оценки персонала. Во многих компаниях это является частью глобальной стратегии по управлению персоналом.
Цель этой статьи: познакомить с процедурой проведения и анализа собеседований в компаниях.
Содержание:
- Основные отличия собеседований середины и конца года
- Собеседование середины года
- Собеседование конца года
- Обзор основных этапов на примере собеседования середины годы
- Ключевые советы
1. Основные отличия собеседований середины и конца года
Существует четкая дифференциация между собеседованием середины года и собеседованием конца года.
Собеседование середины года (MYR, Mid Year Review) чаще всего проводится в июне-августе. Основное внимание уделяется оценке промежуточных результатов работы, оценке компетенций и составлению индивидуального плана развития сотрудника. Фокус делается на анализе прогресса сотрудника для того, чтобы понять какое развитие ему необходимо, чтобы выполнить свои задачи вовремя и хорошо; какие компетенции ему необходимы для этого; какую помощь может оказать руководитель.
Собеседование конца года (YER, Year End Review) обычно проводится в декабре-феврале. Оно посвящено оценке работы сотрудника в течение года, постановке целей на следующий год и выявлению ожиданий сотрудника. Фокус — на подведении итогов и оценки результатов.
И то и другое собеседование направлены на поддержание открытого диалога между сотрудником и его руководителем, и в их основе лежат принципы объективности и прозрачности для формирования и поддержания атмосферы доверия, сотрудничества и лояльности к компании.
Цель открытого и прозрачного диалога:
- сотрудник выражает мнение о своем поведении в различных рабочих ситуациях;
- руководитель задает вопросы для лучшего понимания и анализа поведения и работы сотрудника, а также дает обратную связь, основанную на фактах;
- и сотрудник, и руководитель вырабатывают совместный план действий, основанный на результатах системы рейтингов.
Качество таких собеседований, как, впрочем, и любых других, зависит от того, насколько хорошо руководитель и сотрудник подготовились к собеседованию и от понимания того, что они хотят получить в результате его проведения.
2. Собеседование середины года
Это мощный инструмент управления, способствующий развитию не только сотрудника, но и его руководителя. Оно дает возможность руководителю и сотруднику открыто обсудить прогресс относительно задач, поставленных в начале года, и развития необходимых компетенций. Это также подходящий момент, чтобы обсудить, какая поддержка и развитие требуется вашему сотруднику для раскрытия его потенциала.
Основные задачи:
• оценить прогресс по достижению намеченных целей;
• оценить компетенции;
• определить план развития;
• договориться о способах поддержки, предоставляемой руководителем;
• проанализировать по необходимости возможные пути улучшения совместной работы
Основные этапы:
- Оценка прогресса
- Оценка компетенций
- Составление индивидуального плана развития
3. Собеседование конца года
Это важный момент, как для сотрудника, так и для его руководителя. Оно дает возможность:
• сотруднику высказаться, дать обратную связь руководителю, выслушать, обсудить результаты и подвести итоги по KPI;
• руководителю (который ведет собеседование) выслушать, дать обратную связь, признать успехи/неудачи сотрудника, исследовать ожидания, потребности сотрудника, определить его основные мотиваторы в работе.
Основные этапы:
- Оценка результатов (основанная на целях и задачах)
- Оценка компетенций (которые помогают выполнять задачи)
- Обозначение целей и задач на следующий год
- Коррекция индивидуального плана развития
4. Обзор основных этапов на примере собеседования середины годы
Разберем более детально как провести собеседование середины года.
Этап № 1. Оценка прогресса
Целью этого обсуждения является определение прогресса по каждой из задач, поставленных перед сотрудником на собеседовании конца года, что позволяет выявить возможные сложности и справиться с ними. Задачи могут корректироваться в случае значительного изменения содержания работы.
Обсуждение должно быть подробным и основанным на фактах:
• сотрудник дает четкую информацию о своем прогрессе и выражает свои пожелания;
• руководитель внимательно слушает и дает обратную связь;
• совместно согласуются решения и дальнейшие действия.
Этап № 2. Оценка компетенций
Целью оценки компетенций является анализ того, как сотрудник сумел продемонстрировать необходимые для его позиции менеджерские, технические/ профессиональные компетенции. Каждая компетенция оценивается по установленной в компании многоуровневой системе рейтингов с использованием единого подхода. Такая система обеспечивает точное, основанное на фактах видение, и единое понимание прогресса.
Примеры системы рейтингов:
Пример № 1.
5 — Сильная сторона
4 — Хорошо развивается
3 — Частично проявляется
2 — Область для развития
1 — Рано оценивать/ не применяется
Пример № 2.
1 — «Сотрудник значительно превышает все требования по данной компетенции для текущей позиции»
2 — «Сотрудник превышает некоторые требования по данной компетенции для текущей позиции»
3 — «Сотрудник соответствует всем требованиям по данной компетенции на текущей позиции»
4 – «Сотрудник демонстрирует требуемое поведение по данной компетенции и/или необходимо дальнейшее улучшение для текущей позиции»
Пример № 3.
L — «Ниже ожидаемого»
M — «Средний уровень»
S — «Соответствует ожиданиям»
T — «Превосходит ожидания»
Пример № 4.
1 — «Сотрудник постоянно не удовлетворяет минимальным требованиям по данному критерию»
2 — «Сотрудник соответствует большинству, но не всем требованиям по данному критерию»
3 — «Сотрудник полностью отвечает всем требованиям к работе по данному критерию»
4 — «Сотрудник превосходит ожидания и требования к своей работе по данному критерию, показывая выдающиеся результаты»
Пример № 5.
1 — «Сотруднику все еще необходимо задавать направление и контролировать действия. Может относится к новым сотрудникам или сотрудникам с новыми обязанностями»
2 — «Сотрудник полностью соответствует требованиям к своей работе, необходим нормальный уровень направления и контроля»
3 — «Сотрудник часто вносит существенный вклад в работу команды, постоянно достигает хороших результатов работы»
4 — «Сотрудник превосходит все требования и ожидания к своей работе, достигая выдающихся результатов. Сотрудник задает планку для других сотрудников (Лучший в своем классе). Сотрудник рассматривается как образец для подражания для других внутри и вне организации»
Пример № 6.
Сильная сторона — «Компетенция регулярно проявляется в критических ситуациях или нет примера ситуации, где данная компетенция отсутствует»
Хорошо развивается — «Компетенция часто проявляется в критических ситуациях или есть только несколько примеров ситуаций, где бы она отсутствовала»
Частично проявляется — «Компетенция проявляется время от времени или есть ряд примеров критических ситуаций, где она отсутствует»
Область для развития — «Компетенция не проявляется или рано оценивать /не применяется в работе, Компетенция с большой степенью вероятности не будет проявлена в данной работе или сотрудник только пришел в компанию или отсутствовал длительный период»
Примеры компетенций для оценки
1) Инициативность и стремление к достижению результата
Выполняет работу со страстью, ориентирован на результат, и старается разрешить сложные ситуации. Устанавливает высокие стандарты в работе и превышает их. Амбициозен и стремится к совершенству, двигая к этому и других сотрудников. Конструктивно воспринимает неудачи.
2) Готовность к принятию решений и ответственности за риски
Определяет возможности и предпринимает своевременные действия, даже при сложных обстоятельствах. Демонстрирует умение принимать решения и претворять их в жизнь. Демонстрирует ответственность за взятые на себя обязательства и окончательный результат
3) Нацеленность на изменения и инновации
Старается улучшить текущее положение вещей и поощряет остальных делать то же самое. Демонстрирует предпринимательский подход и сильное желание пробовать новые возможности и постоянно учиться. Использует свои наблюдения из других областей.
4) Перспективное мышление
Может анализировать различную информацию и учитывать ее для выработки адекватных решений. Демонстрирует способность к правильной расстановке приоритетов и фокуса на ключевых проблемах и решениях с учетом различных точек зрения и альтернатив.
5) Убеждение и влияние
Эффективно действует в сложных ситуациях, учитывая различные точки зрения. Приводит убедительные аргументы, имеет определенную точку зрения и объясняет свои идеи. Нацелен на взаимовыгодные решения, подчеркивает выгоды и убедительно ведет переговоры. Инициирует и развивает важные взаимоотношения, основанные на доверии.
6) Лидерство и развитие людей
Устанавливает четкие цели, направление и высокие стандарты в работе. Выступает в качестве примера для подражания. Развивает свою команду, повышая уровень знаний и навыков. Мотивирует людей к стремлению максимально использовать их потенциал и возможности для развития.
7) Качество и результативность работы
Достигает выдающихся результатов, используя лучшие практики, знания и навыки, успешно справляется с большим объемом работы, стремится к постоянному улучшению своей работы.
8) Ориентация на клиента
Предвидит, оперативно реагирует и выполняет запросы своих клиентов, вносит максимальный вклад, выполняет работу с максимальным качеством продукции или услуг, постоянно ищет пути для повышения удовлетворенности клиентов.
9) Работа в команде и эффективное взаимодействие
Проактивно взаимодействует с коллегами и руководителем и поддерживает их, достигает желаемый результат с командой, успешно общается, делится идеями и знаниями, дает и получает обратную связь.
10) Управление людьми
Ставит четкие цели и направляет сотрудника в достижении поставленных задач. Эффективно делегирует задачи непосредственным подчиненным. Эффективно работает над разрешение сложных ситуаций с сотрудниками. Поддерживает в сотрудниках ответственность за результаты и обеспечивает признание и вознаграждение за выдающийся вклад. Развивает навыки и умения прямых подчиненных, предоставляет открытую и конструктивную обратную связь. Строит успешную команду и культивирует дух победителей.
Этап № 3. Составление индивидуального плана развития
На основе анализа компетенций руководитель предлагает свое определение приоритетов и совместно с сотрудником обсуждает необходимые действия по развитию. Целью плана развития является определение общей программы действий для руководителя и сотрудника на следующий год, что позволит улучшить результаты работы сотрудника и повысить его компетенции, а также подготовиться к последующим шагам в своем развитии.
Шаг 1: Приоритеты в развитии
Должны быть определены 3–4 приоритета в отношении следующего:
• для дальнейшего развития ранее проявленных компетенций или работы над сторонами, требующими развития;
• результаты работы для поддержки в достижении целей;
• потенциальные возможности развития карьеры.
Пример: после детального обсуждения Артем, бренд–менеджер, и его руководитель поняли, что Артем испытывает сложности в создании презентаций и эффективной коммуникации. Приоритет в развитии будет заключаться в достижении более высокого качества подготовки презентаций в PowerPoint и увеличения количества выступлений на собраниях.
Шаг 2: Обучение на рабочем месте
Формы обучения на рабочем месте: наблюдения, новые проекты, обучающие ситуации, поддержка руководителя, советы коллег, наставничество, обратная связь, работа в команде, изучение дополнительной литературы.
Пример: Обучающая ситуация: Артем получил возможность подготовить следующую презентацию PowerPoint с Ириной, другим членом команды, которая имеет необходимые навыки.
Шаг 3: Планируемые тренинги
Тренинги представляют собой дополнительную возможность учиться, дают новые знания, которые превращаются в навык только в процессе работы.
Пример: Илья может пройти курс обучения по эффективному использованию программы PowerPoint.
На каждом этапе вашей карьеры, независимо от сферы деятельности я рекомендую развивать свои знания и навыки одновременно по четырем направлениям:
- Совершенствование навыков управления (менеджмент и коммуникация);
- Развитие профессиональной экспертизы (узкоспециализированные знания);
- Улучшение знания английского языка (иностранных языков);
- Информационные технологии.
5. Ключевые советы
• Проведите детальную подготовку к собеседованию, четко определите список вопросов и тем для обсуждения.
• Проведите самооценку, подкрепите примеры конкретными цифрами.
• Проанализируйте свои компетенции на основании фактов.
• Составьте список целей и задач.
• Воспринимайте конструктивно как положительные отзывы о своей работе, так и критику.
• Выражайте свои мысли спокойно.
• Прислушивайтесь к отзывам своего руководителя о результативности своей работы.
• Не занимайте ни оборонительной, ни агрессивной позиции.
• Выражайте свое несогласие в случае, если оно возникает, и приводите конкретные факты.
• Подведите итог, выражая свое мнение относительно собеседования и планов на следующий год.
Раиса Сорокина
Последние записи от Раиса Сорокина (Посмотреть все)
Больше на BOSSHUNT
Subscribe to get the latest posts sent to your email.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.