Как составить продающее резюме?

как составить продающее резюме

В жизни не продавал ни одной машины. Я продавал Джо Джирарда
(Джо Джирард).

Умение продавать становится главным инструментом в успехе поиска новой работы в новом столетии. Овладев навыками продаж, вы сможете получить приглашение в компанию мечты, пройти любое собеседование и в итоге оказаться в той компании, работать в которой вы так давно хотели.
Многие мои клиенты просто ненавидят слово «продавать». Для них оно не приличное. Когда я говорю им, что нужно научиться себя продавать на всех этапах поиска работы, то чаще всего в ответ слышу следующее: «Что значит, я должен себя продавать? Не хочу я себя продавать!» По их мнению, получается, что все, кто работают в сфере продаж, занимаются неприличным и незаслуживающим уважения делом. Они глубоко ошибаются.

Продажи – вид деятельности, который необходимо освоить, чтобы преуспеть в любой сфере жизни. Все мы в той или иной мере — продавцы. Продаем себя, чтобы нас любили, продаем, чтобы доверяли нам, и продаем, чтобы покупали у нас. Мы продаем себя на свидании, потому что хотим выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Все свои недостатки мы пытаемся скрыть. Мы хотим казаться для своего избранника (цы) идеальными партнерами. Мы хотим, чтобы выбрали нас. Мы продаем себя изо всех сил. Вместе с тем, когда дело доходит до поиска работы, большинство соискателей об этом почему-то забывают.

Если вам не нравится или расстраивает слово «продавать», что ж очень плохо. Потому что за окном 21-ый век и пора уже признать, что для того, чтобы получить свое место под солнцем — нужно научиться себя продавать. Конечно, я знаю, что многие профессиональные кандидаты не сильны в продажах и что необходимость продавать себя выбивает их из колеи. Им ненавистна сама идея «проталкивать» себя. Они скромны, застенчивы и хотят всего лишь получить работу. Мне нечем вас утешить. Все, что я могу сказать: вам придется делать это – продавать. И первое, с чего нужно начать – это научиться продавать себя в резюме.

Продавай меня, резюме, продавай!

Лучший кандидат не всегда может получить приглашение на собеседование. Чаще всего получает приглашение тот кандидат, который продает свой опыт в наиболее четкой, краткой и профессиональной форме.
Если вы хотите получать приглашения на собеседования, то резюме должно вас продавать, т.е. преподносить вас в наиболее выгодном свете своему потенциальному покупателю. В данном случае резюме – продукт, а работодатель – покупатель. Какой продукт вы создадите, такого покупателя и найдете. Если вы хотите, чтобы ваше резюме привлекло крупную «рыбу» на рынке, то оно и должно выглядеть соответствующим образом. Как говорится, на сколько вы выглядите, столько вы и стоите.

Я очень надеюсь на то, что вам не приходила в голову нелепая мысль по поводу отправки в кадровые агентства своего резюме, скачанного с сайта по поиску вакансий, например с hh.ru. Тем не менее многим соискателям кажется, что резюме, скаченное с хэдхантера — это нормальное резюме. Если вы из их числа, то запомните: это ненормально!!! Посетите форум и узнайте: В чем различие между резюме для hh.ru и резюме для кадровых агентств?

Какой формат и шаблон резюме выбрать и какие резюме больше всего любят рекрутеры? Выделяют три формата резюме: хронологическое, функциональное и комбинированное.

1. Хронологическое резюме

Хронологическое резюме начинается с последнего места работы и движется в обратном порядке. Оно подходит для лиц, имеющих большой опыт работы в разных компаниях или ищущих продвижения в той же сфере деятельности. Это наиболее часто используемый формат, в котором акцент делается на опыте и росте в профессии. К нему прибегают в том случае, когда история работы продолжительная.

При заполнении такого типа резюме у соискателей сразу же возникает вопрос: «Как перечислить все компании, в которых они работали и уместить это на 1-2-х страницах своего резюме?» Главное состоит не в том, чтобы скопировать записи из своей трудовой книжки, и в строгом соответствии перенести их в резюме, а в том, чтобы выгодно продемонстрировать свой опыт работы и подчеркнуть свои результаты и достижения.

Яркий пример хронологического резюме — это шаблоны резюме на сайтах по поиску работы, таких как HeadHunter, Superjob и т.д. Это самый легкий и поэтому такой популярный формат резюме.

Note Bene: Хронологический формат резюме подчеркивает пробелы между работами,  выделяет несвязанные между собой работы по направлениям, и не фокусирует внимание на ключевые компетенции согласно цели поиска. В случае, если вы долгое время не работали или вы хотите поменять сферу, остановите свой выбор на двух следующих форматах.

2. Функциональное резюме

Сосредоточено на навыках и результатах, полученных на последних местах работы. Оно подходит для соискателей, имеющих небольшой опыт работы (1-2 компании) или не имеющих его вовсе — это выпускники или студенты. Такой формат также эффективен при смене должности или профессиональной сферы. Преимущества функционального резюме:

  • Акцентирует внимание на ключевых компетенциях (навыках, проектах и достижениях) согласно цели поиска;
  • Не подчеркивает пробелы между работами;
  • Не выделяет несвязанные между собой работы по направлениям.

Недостатки:

  • Отнимает больше усилий для написания;
  • Отсутствие связи между навыками и конкретными местами работами.

3. Комбинированное резюме

Это сочетание хронологического и функционального резюме. Комбинированное резюме — наилучший вариант для тех, у кого есть необходимый набор опыта, профессиональных знаний, умений, навыков. В комбинированном резюме описывают не только свои должностные обязанности, но и напрямую связывают их с результатами, полученными за период работы в каждой компании. Также в этом формате резюме очень хорошо можно продемонстрировать свои компетенции и квалификации, подходящие для вакансии, на которую вы претендуете.

Комбинированное резюме подходит для всех соискателей без исключения и является самым эффективным. Такое резюме очень ценится рекрутерами, так как дает более полное представление о кандидате. Тем не менее у самих соискателей такой формат не пользуется популярностью. Причина в том, что для того, чтобы написать комбинированное резюме нужно приложить намного больше усилий и потратить намного больше времени для его составления, чем для хронологического.

Независимо от того, какой формат вы выберете, главное помнить: резюме — это маркетинговый инструмент в арсенале соискателя, главный ключ к созданию хорошего первого впечатления у работодателя и единственная возможность получить приглашение на собеседование. Поэтому сделайте все правильно с первого раза, чтобы увеличить свои шансы получить достойную работу.

Все не так-то просто…

Написать продающее резюме самостоятельно не так-то просто. В обычной жизни нам редко приходится рассказывать о себе, и тем более презентовать себя кому-то с помощью одного только письменного слова. Поэтому так трудно бывает выбрать из своей профессиональной биографии именно ту часть, которая заинтересует и привлечет внимание HR-менеджера. Как решить, что включать в резюме, а что следует оставить за бортом? Эту проблему вы сможете легко устранить, прочитав мою книгу «Сразить наповал. #Резюме». Вы также узнаете ответы на вопросы, которые возникают у кандидатов при написании и оформлении резюме. Кроме того, в книге вы найдете кейсы и примеры по заполнению каждого раздела, которые помогут вам составить продающее резюме.

p. s. Современные рыночные отношения строятся на тех же законах, что и в бизнесе – на взаимоотношении спроса и предложения. К сожалению, на рынке труда предложения превышают спрос в несколько раз, поэтому правила устанавливают работодатели. Это законы рыночных отношений. Нарушая их, вы остаетесь в списке аутсайдеров.
Резюме — это игра чисел и слов, и единственный способ, чтобы выиграть — не позволяйте кому-то менее квалифицированному получить ваше приглашение на собеседование, только потому, что его или ее резюме лучше. Продавайте себя в резюме изо всех сил. Продавайте. Продавайте. Продавайте.

N! B! Вашим продвижением на рынке труда будет заниматься только один человек — вы сами. Плюс ваше резюме.

Полезные статьи по данной теме:

Удачи!

Следующие две вкладки изменить содержание ниже.
Карьерный коуч по поиску работы, эксперт по резюме, тренер по собеседованию, основатель и автор публикаций на bosshunt.ru.